В России до конца XV века Новый год встречали 1 марта, связывая его с началом полевых работ. Только в 1492 году русская православная церковь приняла решение о переносе новолетья с 1 марта на 1 сентября.
20 декабря 1699 года российский царь Пётр I подписал именной указ "О праздновании Нового года", который предписывал производить счисление лет не "от сотворения мира"как было в Славянском календаре, а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. В день 1 января, когда по старому летоисчислению шел 7208 год, по введенному новому летоисчислению наступал год 1700-й. Согласно правительственному предписанию, празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января.
Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с Новым годом и столетием. На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов.
После петровской реформы в России церковный Новый год продолжал отмечаться с 1 сентября, а день 1 января считался праздником светским. После революции 1917 года празднование Рождества и Нового года в России было отменено.
Возродилось эта традиция только в 1935 году в качестве детского праздника. В начале января 1937 года первая советская елка была торжественно поставлена в Колонном зале Дома Союзов. Дерево достигало 15 метров в высоту. Репортаж из зала показали в киножурнале "Советский Союз". И уже на следующий год сотни праздничных елок по всей стране подхватили кремлевский почин.
Настоящий культ Нового года возник в СССР, когда 23 декабря 1947 года ЦК сделал народу новогодний подарок, объявив 1 января нерабочим днем. С течением времени Новый год превратился в праздник, которому народные традиции придали ни с чем не сравнимое очарование и особый смысл.