Переосмысление опыта.
Тема цифровых денег, новой нормальности, цифровой экономики и прочее, что сегодня доносится практически отовсюду.
первый глобальный кризис капитализма, известный как Великая депрессия, показал противоречие между кредитным характером капиталистической экономики и конечной.
Неограниченного потребления чревата циклическими долговым кризисами.
Ограничения потребления в СССР позволял накапливать колоссальный ресурс развития, который можно было направить (и он направлялся) в развитие всей системы.
Советский опыт изучался и рассматривался на Западе, глобалистскими структурами.
Повторить советский опыт удалось только американцам и только в разрезе одной отрасли, добычи сланцевого газа .
Безмозглым адептам демократии и свободного рынка,
позволительно говорить про советскую экономику дескать, кроме галош, она ни на что не была пригодной.
СССР за 15 лет после ВОВ вытянула все проекты , отстроив не только себя но и восточную Европу и помогая различным союзным странам .
Противники СССР были просто обязаны понять, откуда у СССР взялся такой ресурс. ответ был для них, возможно, обескураживающим — в ограничении потребления. !!!!
В том самом человеке-строителе коммунизма, над которым принято насмехаться, но воспитание этого человека было важнейшей геокультурной задачей Союза. Человек с сознательно ограниченными потребностями потребления в пользу коллективного творчества снимал проблему принудительного ограничения потребления, высвобождая дополнительный огромный ресурс.
Здесь и находится ответ — откуда взялись идеи Шваба, новая нормальность, цифровая валюта и всё вот это. Ребята внимательно и скрупулезно изучили колоссальный положительный (и отрицательный) опыт СССР и трансформировали его под задачи.
В СССР, как известно, было весьма небогато с личным автотранспортом.
Страна, вытянувшая производство 100 тысяч танков в годы ВОВ , в мирное время обладала достаточным потенциалом, чтобы выпускать и миллион, и три, и пять миллионов легковых автомобилей( галош
) .
Мог ли Союз вытянуть строительство трех-пяти новых автомобильных заводов? Конечно. Каждую пятилетку в строй вводилось до 2 тысяч крупных производств по стране. Не трубы в Китай, а именно производств!
Рост производства автомобилей был ограничен продвижением решения всех остальных задач .
Синхронизация нарушается, мы увидели в начале 90. В страну хлынул поток иномарок.
И только потом началось строительство сопутствующей инфраструктуры дорог стоянок .
за тридцать лет соответствия инфраструктуры имеющемуся автопарку достичь так и не удалось. живой пример — постоянные дикие, но уже совершенно привычные пробки.
Талонная система позволяла достаточно устойчиво поддерживать потребительский рынок на уровне достаточного потребления. То есть — не требовала избыточного производства продукции, не надо склады строить жечь электричество в рефрижераторах . А это ₽$$ .
Товара мало , в дефиците значит !
Скоропортящаяся продукция продавалась до истечения сроков годности. Из чего следовал несколько парадоксальный вывод — в такой системе не требуется фальсифицировать продукты, добавлять в них крайне неполезные для здоровья добавки, обеспечивающие дополнительную сохранность. Чем безудержнее потребление, тем выше необходимость в производстве суррогатов, пищевых дополнений. Поэтому качество советских продуктов, действительно, было на высоком уровне, и не только потому, что за этим бдили контрольные органы.
Так что здесь есть свои нюансы, о которых следует не забывать, рассказывая про галоши!!!!
Кто будет определять разумность и достаточность? В СССР этим как раз и занималась партия.
Нормальный человек скажет: мне не нужен дом с жилой площадью в пару гектар, так как просто не нужен. Я не Сечин и не Миллер, чтобы строить себе дома за пять-семь миллиардов.
Шваб и его команда уловили главное: ограниченное потребление. В такой системе возникает избыточный ресурс, как замена кредиту, экономика растет не за счёт кредита .
В новой нормальности переход к отказу от сверхпотребления предлагается осуществить через цифровые деньги. Суть их очень проста: человек не может израсходовать больше, чем ему разрешено — как по количеству, так и по ассортименту. Разрешать же (либо запрещать) ему будут алгоритмы искусственного интеллекта, лишенные человеческих слабостей — жалости, коррупционного потенциала, личной приязни или наоборот — неприязни. Шваб полагает, что это будет самым справедливым механизмом.
Альтернативы ей сегодня нет. Однако она может появиться, если кто-то предложит, разработает и внедрит систему отказа от сверхпотребления, основанную на осознанном добровольном выборе.