https://www.gazeta.ru/comments/2018/12/26_a_121089...
Нефть по $40 и доллар по 80: к чему готовиться России
Кирилл Тремасов о вызовах экономике России, бедности и долларе по 80 рублей 26.12.2018,
Россия в этом году показала один из самых слабых результатов из развивающихся экономик. Дамокловым мечом над ней висят даже не западные санкции, а угроза их ужесточения.
….которые сказываются прежде всего в ухудшении финансовых условий.
Мы видим рост ставок, он, по-видимому, будет еще продолжаться, а рост ставок – это всегда увеличение издержек для экономики. Конечно, в этом году наложились еще факторы, связанные с непростым периодом на развивающихся рынках: начиная с февраля отток капиталов шел устойчиво. И этот тренд не прекращается. Сильно «накрыло» две экономики – Аргентины и Турции, финансовые кризисы в этих странах привели к кризисам в реальном секторе. Другие крупные развивающиеся экономики избежали кризиса в реальном секторе, но финансовые рынки потрепало изрядно.
— Россия, с точки зрения динамики валют, процентных ставок, кредитных рисков была, наверное, одной из слабейших на развивающемся рынке,
На первый взгляд, удивительно, что у нас рынок акций показал лучшие результаты среди всех развивающихся стран. Но в России фондовый рынок не является отражением структуры экономики, это 2/3 или больше – сырьевой сектор, нефтяники и металлурги. А для них в этом году сложилась абсолютно великолепная ситуация: высокие цены на нефть, относительно высокие цены на металлы и при этом еще и девальвация рубля. А обычно рост цен на сырье приводит к укреплению рубля, а в этом году во многом из-за санкций и оттока капиталов с развивающихся рынков произошла обратная ситуация.
Санкционная угроза серьезно снизила интерес инвесторов к нашим активам, вызвала отток капиталов и отток капиталов из рынка гособлигаций, который продолжается до сих пор.
Пока что угроза новых санкций не ввергла экономику в состояние кризиса, но оказала очевидно негативное влияние на динамику финансового рынка, процентные ставки, курс рубля, а вслед за этим – на уровень инфляции.
Повышенный уровень инфляции, который мы видим во втором полугодии, — это тоже во многом эффект ослабления рубля. Все эти процессы не завершаются, это тренды, с которыми мы входим в новый год и которые будут развиваться в следующем году.
…решение о повышении НДС, которое было принято в разгар развития темы санкций и оттока капиталов с развивающихся рынков, несло очевидно инфляционный эффект.
Что касается роста ВВП, общеизвестный факт: ключевой фактор роста в долгосрочной перспективе – это повышение производительности.
Да, рост зависит и от объема капитала в экономике, наша цель – 25%, акцент сделан именно на этом, потому что это проще всего: денег собрали, давайте очередной мост построим. Приведет ли это к увеличению роста ВВП? В предлагаемой правительством конструкции это неочевидно, потому что ресурсы для этих инвестиций изымаются из потребления: повышение пенсионного возраста экономит несколько сотен миллиардов (потом эта экономия увеличивается), повышение НДС обеспечивает допдоходы бюджета порядка 600 млрд руб. Деньги, изымающиеся из потребительского спроса, перебрасываются на инвестиции. Чтобы это привело к серьезному ускорению роста, у этих инвестиций должен быть хороший мультипликативный эффект.
Будет такой эффект? Это можно будет понять после того, когда станет ясно, куда деньги инвестируются
Положительный эффект может создать только развитие конкурентной среды….. возможности зарабатывать для частного бизнеса обрезаются везде. Сохраняются хорошие возможности для зарабатывания для крупных структур, выросших из 90-х, а для очень широкого круга предприятий малого и среднего бизнеса создана обратная ситуация.
Но рубль по большому счету всегда зависел от двух ключевых факторов – цены на нефть и общих настроений на развивающихся рынках. Если отток капиталов идет со всех развивающихся рынков, то, что бы не было с нефтью, рубль, как правило, идет вниз.
Даже при цене ниже $50 начнутся кризисные явления: очень резко возрастет давление на рубль, Центробанку придется принимать экстренные меры. При падающей нефти зависимость курса рубля от динамики нефтяных котировок, скорее всего, будет возрастать.
Если санкционная тематика будет развиваться в негативном ключе (мы получим санкции на госдолг, несколько банков), то, скорее всего, доллар будет ближе к 80 рублям.
Конечно, будет важно, что происходит с нефтью, так как под конец года вырисовалась не очень благоприятная картина. Мы видим замедление мировой экономики и, как следствие, ослабление спроса, а также то, что итоги развития сланцевой отрасли в США превзошло ожидания, а в следующем году запускаются новые трубопроводы со сланцевых месторождений, увеличиваются возможности для сбыта. На фоне этого мы видим смятение в рядах ОПЕК+ и неготовность идти на резкое сокращение добычи. Поэтому на нефтяном рынке есть риски дисбалансов и серьезного падения цен. $40 за баррель в следующем году меня совсем не удивят.
Но думаю, что самые главные риски для мира – это риски, связанные с традиционными войнами. Эти риски никто сейчас не закладывает, но это может «выстрелить» и привести к драматическим последствиям.