* Новые сообщения

Обновлять автоматически

Автор Тема: 12 апреля 1951 - «Черный четверг» для американских ВВС  (Прочитано 78 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Sairus

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 517
  • Karma: +37/-1
    • Просмотр профиля
12 апреля 1951 года в США предпочитают не вспоминать, ведь именно в тот день в ходе корейской войны американская стратегическая авиация потерпела самое сокрушительное поражение в истории. Потерпела от советских летчиков, которые воевали в небе над корейским полуостровом под чужими именами.



Трёхлетняя кровавая мясорубка между Северной и Южной Кореей, зачастую рассматривается как опосредованная война между США c их союзниками и силами КНР и СССР. Вооруженное противостояние между Сеулом и Пхеньяном началось 25 июня 1950 года, с того, что армия одного из двух государств, разделённых 38-й параллелью, перешла эту границу.

Кто это сделал первым, до сих пор неизвестно: обе Кореи (Северная и Южная) не хотят признавать за собой приоритета в агрессии (считается что всё-таки вроде северокорейцы начали). Так или иначе, но через три дня армия Северной Кореи захватила столицу южан Сеул, а к концу сентября в руках северян было уже 95% всего Корейского полуострова.

Казалось, оставалось совсем немного до окончательной победы КНДР, но капиталистическая часть мира, на Совете Безопасности ООН протащила необходимые резолюции и со спокойной душой и совестью ввела на полуостров войска, основу которых составляла американская армия.

В начале октября 1950 года ситуация на Корейском полуострове кардинально изменилась в пользу южан, войска которых вместе с частями ООН уже приближались к северной столице — Пхеньяну. Основным фактором успеха было несомненно полное господство в небе, которое обеспечивала американская авиация.



Понимая, что без помощи старших братьев Северная Корея падет, руководство Советского Союза и Китая приняло решение о военной помощи Пхеньяну.

Китай прислал на помощь более 200 тысяч «добровольцев», вооружённых новейшей советской техникой, а наши отправили в зону конфликта зенитчиков и, на первом этапе, 32 летчика-истребителя имевших опыт Великой Отечественной войны.

Из них было сформировано три эскадрильи, а вся группа получила наименование 324-ой истребительной авиадивизии, командовать которой был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, Трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб.

Затем на базе советских авиачастей, дислоцированных в Северо-Восточном Китае, были созданы две авиадивизии, составившие основу 64-го истребительного авиационного корпуса (ИАК).

По состоянию на 1 ноября 1952 года в составе корпуса находились 440 лётчиков и 320 самолётов. На вооружении ИАК состояли преимущественно новейшие реактивные истребители МиГ-15. Возглавил корпус генерал-лейтенант авиации Иван Белов.



Базировались части корпуса на авиабазах Китая: в Мукдене и Ляояне.

Позднее, вспоминая о начале своей боевой деятельности в Корее, лётчик Николай Сутягин писал:
«Вскоре нам огласили приказ: в бою разговаривать только по-китайски! Всем выдали блокноты с основными командами, обычно отдаваемыми в воздушном бою, и мы начали учиться говорить по-китайски. Толку от этого было мало, тогда нам разрешили брать эти блокноты с собой в полёт и пользоваться ими для подсказки. Вспоминая это сейчас, не могу удержаться от смеха, но тогда мы должны были выполнять приказ.

А это было нелегко — чтобы отдать распоряжение своим пилотам, командир должен был продумать, как оно будет звучать покороче, затем, взглянув в блокнот, перевести его на китайский язык и произнести вслух.
Получив приказ, лётчики должны были выполнить все в обратном порядке. Все это было в условиях быстротекущего воздушного боя неприемлемо. Впрочем, вскоре наши мучения кончились.

После того как один из «МиГов» был тяжело повреждён в бою, командование отменило этот приказ и все разговоры пошли на чисто русском».
Но отправляясь на боевой вылет, все свои советские документы и ордена лётчики должны были оставлять на земле.

Боевые действия лётчики 64-го ИАК начали 1 ноября 1950 года. С этого момента безраздельному господству в воздухе американцев и их союзников пришёл конец.

Основной ударной силой американской авиации были стратегические бомбардировщики Б-29 «Суперкрепость». Эти крылатые машины (безусловно, лучшие бомбардировщики Второй мировой войны) могли нести до четырёх тонн бомб, имели мощное оборонительное вооружение. Всё это в сочетании с высокой скоростью позволяло им до поры чувствовать себя хозяевами корейского неба.

Имея большой опыт тотальных «ковровых» бомбардировок на европейском и азиатском театрах военных действий Второй мировой войны, американцы стремились использовать ту же тактику при бомбардировках КНДР. И делали это довольно успешно, пока в корейском небе не появились советские истребители.



Иван Кожедуб — трижды Герой Советского Союза (на фото)

Если раньше бомбардировщики спокойно летали в глубокий тыл КНДР, то теперь могли делать это только с мощным истребительным прикрытием.
Основными истребителями у американцев вначале были F-80 и F-84, а также английский «Метеор МК-8». Эти самолёты значительно уступали советским МиГам и были неспособны обеспечить эффективную защиту бомбардировщиков. Им на смену стали поступать новейшие F-86 «Сейбр» («Сабля»), с помощью которых американцы надеялись обеспечить преимущество в боях с МиГ-15.

Боевые характеристики советских и американских машин были близки друг к другу. «Сейбр» имел некоторое преимущество в скорости, а достоинствами МиГа были меньший вес, лучшая скороподъёмность, больший «потолок» и более мощное вооружение: одна пушка калибра 37 мм и две пушки калибра 23 (против восьми лёгких пулемётов у «Сейбра»).
Эти преимущества стали определяющими. «Сейбры» оказались не в состоянии надёжно защитить свои бомбардировщики от атакующих в пикировании на большой скорости МиГов.

В апреле 1951 года Авиационное командование США подготовило мощную операцию по уничтожению важного стратегического объекта — моста, соединявшего Северную Корею и Китай, по которому в Корею непрерывным потоком шли оружие, боеприпасы и иные военные грузы.
Советское командование было готово к атаке американцев и на рассвете 12 апреля сначала три эскадрильи первого полка поднялись в воздух, а затем за ними в полном составе последовал и второй полк. Это был первый случай, когда в бой были брошены все машины авиакорпуса.

Вскоре американские «летающие крепости» были встречены МиГами, решительно атаковавшими вражескую армаду. Один за другим загорались и падали загруженные бомбами самолёты, экипажи которых спасались на парашютах.

Очевидцы боя рассказывают: одновременно в небе было так много парашютистов, что их можно было принять за десант. В итоге более 100 американцев оказались в плену. Было уничтожено не менее 20 бомбардировщиков и множество истребителей. Этот день вошёл в историю авиации США как «Чёрный четверг».



После этого американцы изменили тактику, существенно ограничив число дневных вылетов.
До октября 1951 года Б-29 днём летали лишь изредка и небольшими группами. Летом 1952 года применение «Суперкрепостей» несколько активизировалось, но налёты на тыловые объекты КНДР теперь выполнялись только в ночное время, да и тогда американская авиация несла существенные потери.

В октябре 1952-го была предпринята последняя попытка массированного применения бомбардировщиков с сильным прикрытием истребителей, но после тяжёлых потерь (до 30 самолётов) американское командование прекратило дневное применение Б-29 окончательно.

Всего же за три года войны в Корее было сбито 170 бомбардировщиков Б-29. Американцы потеряли основные силы своей стратегической авиации, находящиеся на Юго-Восточном театре военных действий.

У американцев потом еще долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, которые считались самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями, а наши летчики после первых боев стали называть «летающие крепости» «летающими сараями» – так быстро они загорались и ярко горели.

© Андрей Рухлов